Отделка коттеджей
Отделка коттеджей

Адирондак на коленке из «лохматой» дюймовки

0

«Адирондак» – садовое кресло в этно-деревенском стиле, уже давно ставшее легендой.

Его создал американец по имени Томас Ли в самом начале 20 века. Доподлинно неизвестно, был ли он профессиональным мебельщиком, но однажды он просто взял в руки доски и гвозди и начал творить самый удобный стул всех времен и народов, который впоследствии назвали в честь гор, рядом с которыми жил Томас.  Удивительно, но цель была достигнута на 100 процентов!

Нет ни одного человека, который бы сев в кресло «Адирондак», сказал, что оно неудобно, и это несмотря на простоту и лаконичность конструкции, а также доступность материалов.

Сегодня Адирондак можно купить у доморощенных умельцев  в среднем за 4000-5000 рублей, а можно сделать самому, даже не имея профессиональной мастерской, причем в версии, очень близкой к оригиналу.

Вот что в итоге получилось у меня.

А теперь по порядку.

Задавшись идеей самостоятельной постройки удобного садового кресла, я погрузился в поиски проекта, заслуживающего доверия. Часто бывает так, что в интернете есть масса информации, которая перепечатывается с ошибками или неточностями, или с потерями важных данных. Попадаются проекты, оптимизированные под возможности мастера, т.е. усеченные. И, безусловно, не хотелось погрузиться в работу и потом понять, что что-то идет не так. Потому что все размеры деталей кресла, а особенно углы, под которыми запиливаются некоторые элементы, абсолютно неочевидны для непрофессионала. Глядя на отдельную деталь, очень трудно понять, во-первых, правильно ли она сделана, во-вторых, есть ли у нее вообще допуски по ошибкам. Вдобавок, более-менее вменяемые проекты «Адирондака» были в дюймах, поэтому пришлось повозиться с переходом от «четвертьфунтового бургера» в метрическую систему, сравнивая разные источники в поисках рационального зерна.

Забегая вперед, отмечу, что даже эта работа не спасла меня от внесения изменений и переделки некоторых элементов кресла.

В идеале, «Адирондак» делается из строганного погонажа толщиной 20 мм, почти все его элементы умещаются в габариты 150 мм доски, кроме подлокотника, ширина которого в проекте 180 мм. В качестве элементов крепления используются декоративные болты 8*60мм и саморезы 3,5*35 или 40 мм.

В моем случае я использовал сухую необработанную доску 25*150*6000 мм, потребовалось буквально 2 штуки, на подлокотники взял 2 мебельных щита 18*200*800 мм. Болты использовал простые с шестигранной головкой в количестве 4 штук с шайбами и гайками, саморезы – желтые 3,5*40 мм.

Из инструментов понадобятся:

  • электрический лобзик,
  • рубанок,
  • шуруповерт,
  • шлифмашина,
  • строительный транспортир,
  • металлический уголок,
  • большая линейка,
  • пара струбцин.

Кроме того, для упрощения процесса, я использовал торцовочную и циркулярную пилы, раз уж они у меня были в наличии.

Раскрой и первичная сборка

Первый и самый сложный элемент «Адирондака» – это боковые опоры в количестве 2-х штук. При их разметке и вырезании необходимо с особым вниманием отнестись ко всем размерам. Понятно, что достаточно сделать тщательную разметку только первой опоры, а вторую просто отзеркалить.

Отрезаем ровно 980мм, рез должен быть чистым, не требующим значительного обрабатывания торцов.

Далее остругиваем одну сторону доски и нижнюю кромку рубанком для более качественно выполнения разметки (верхняя кромка будет отрезаться).

Наносим разметку на доску согласно проекту.

Все размеры и углы, приведенные на чертеже, полностью прошли проверку и соответствуют поставленным задачам. Все точки, помеченные красным, должны быть вынесены именно так, как показано. Единственное сомнение у меня вызывает угол 75 градусов в точке «D», для корректного нанесения разметки он мне вообще не понадобился, и я его не проверял.

Сперва я разметил левую часть до точки «А».

Потом правую от точки «Е», угол 162 градуса – это и есть угол наклона опоры относительно поверхности пола или площадки.

Потом сделал разметку выреза под нижнюю опору спинки кресла. Для чего, сперва, отмеряем 380 мм от правого края доски и отмечаем точку «D», отмеряем еще 92 мм и отмечаем точку «B». От точки «В» чертим угол 12 градусов, на луче угла отмеряем 90мм, и отмечаем точку «С». Соединяем точки «С» и «D» отрезком.

С левой стороны от выреза на опоре делается изогнутый выпил, формирующий сидение. Самый просто способ сделать подобную разметку – это отметить три точки и, воспользовавшись металлической линейкой и третьей рукой помощника, провести дугу.

С правой стороны от выреза есть дуга, образуемая частью окружности с радиусом 116 мм. Если нет циркуля, то достаточно сделать 5-6 отметок при помощи линейки и потом соединить их от руки изогнутой линией.

Далее приступаем к выпиливанию первой опоры.

Лобзик лучше иметь хороший, держащий вертикальность пропила, однако мне с моим не повезло – сложные участки он пилил вкривь и вкось. Зная эту его особенность, я отступал от линии разметки 1-2 мм, которые потом снимал шлифмашинкой.

Для удобства доски, при выпиливании, я крепил струбцинами  к своему импровизированному верстаку.

Затем заготовку опоры тщательно шлифуем и переносим ее размер на вторую, подготовленную аналогичным образом доску.

Следующий этап — изготовление подлокотников. Авторы проекта зачем-то сделали их ширину не соответствующей стандартному пиломатериалу. Постфактум могу сказать, что эту деталь можно было также сделать из дюймовки, ограничившись шириной в 150мм. Хотя не скрою, такой подлокотник очень удобен, на него прекрасно помещаются миска с арбузом, блюдо с шашлыком и еще остается место для локтей.

После почти часовой разметки опоры, работа над подлокотником заняла буквально 5 минут. Плавные обводы (правая сторона на чертеже) делались при помощи карандаша и стакана без всяких точных радиусов. Точно также как и опора, второй подлокотник был отзеркален.

Далее пошли более мелкие детали: верхняя перекладина спинки, нижняя перекладина и упоры подлокотника. На чертеже верхней перекладины есть две красные дуги, показывающие новую линию отреза  – моя личная оптимизация этой детали, позже будет понятно, почему я ее сделал.

Следующим этапом «делаем ноги», в том смысле, что выпиливаем передние и задние ножки. После фигурных выкрутасов предыдущих деталей эти делаются влет.

На чертеже задней ножки также есть красная линия – линия отреза. Это тоже моя оптимизация, необходимость которой образовалась после первичной сборки.

На этом подготовка деталей каркаса была закончена, и я решил собрать его, чтобы убедиться в правильности изготовления. Сборка начинается с прикручивания передних ножек к опорам «Адирондака». Для этого я просто положил их на пол и выровнял строго по кромке половой доски.

Если передние ножки прикручиваются снаружи, то задние изнутри и строго на расстоянии 575 мм от передних. Собираем пока без болтов, а только на саморезы.

Далее прикручиваем верхнюю и нижнюю перекладины спинки и подлокотники с опорами.

Только после этого начинаешь понимать, как именно работает каждый угол и что из чего выходит.  Осталось сделать планки сидения и спинки и кресло готово! По проекту предполагалось 7 планок спинки и 8 прямых планок сидения следующих параметров. Нижней (на чертеже) планки неправильной формы не предполагалось вовсе.

Однако в процессе сборки выяснилось, что 7 планок спинки просто не умещаются в отведенное им место, снимать еще по нескольку миллиметров с каждой из них мне не хотелось, и я довольствовался 6-тью штуками. А вот для сидения, оказалось, необходимы 10 прямых планок вместо 8-ми и 1 фигурная.

Для изготовления планок я распустил одну доску циркулярной пилой вдоль и напилил в размер. Клиновидность планок спинки придал рубанком. После чего острогал, снял фаски и собрал кресло в черновую.

Помимо того, что у классического «Адирондака» спинка кресла имеет немного закругленную вверху форму, которую без должного опыта можно нарисовать только на собранном кресле, а потом разбирать и выпиливать, выяснились еще три небольших нестыковки, о которых я указывал выше.

1. Задняя ножка верхней части оказалась шире чем необходимо и некрасиво выступала за кромку верхней перекладины. Поэтому я срезал с нее выступающую часть клином, как показано на проекте.

2. Верхняя перекладина оказалась шире, чем необходимо и выступала с двух сторон от спинки. При этом развернуть планки спинки более широким веером, чтобы убрать этот недостаток не давали уже подлокотники. Поэтому я закруглил эти выступающие части, как показано на проекте.

3. Последняя планка сидения не обеспечивала эстетичного примыкания к спинке кресла, поэтому я заменил ее на фигурную.

Перед самой разборкой я также засверлил места будущих болтовых соединений.

В принципе кресло уже готово и им можно пользоваться, но мне хотелось, во-первых, исправить то, за что цеплялся глаз, во-вторых, еще раз отшлифовать детали, ну, и в-третьих, покрасить, а красить такую вещь в собранном виде и чтоб еще получилось хорошо – это провальная затея.

Покраска

Для покраски я взял на тестирование декоративную пропитку для дерва ФХ-015 от FORUMHOUSE цвета каштан, подходящую и для внутренних, и для внешних работ. Для окрашивания можно использовать кисть, валик или краскопульт.

Первый момент, который сразу понравился: всегда на всех подобных банках написано «перед использованием тщательно перемешать», на этой такого не было. Пропитка, произведенная в середине 2018 года, оказалась полностью гомогенной  и сразу готовой к работе.

Второе: запах, который мы привыкли чувствовать при покрасочных работах, полностью отсутствует, можно спокойно красить даже в непроветриваемых помещениях.

Третье: краска очень пластичная и при этом не текучая. Я покрасил все детали в два слоя, а у меня был испачкан только кончик кисти.

Четвертый плюс: скорость высыхания. Да, на банке написано 12-24 часа, но я не знаю, при каких это условиях. Потому что, второй слой я наносил уже через 1 час после первого на полностью сухие детали, а кресло собрал уже через 4 часа поле начала покраски.

Пятое: экономичность.

На первый слой у меня ушло 100 грамм, на второй не больше 50!!! Вот так выглядела банка и все детали после двух слоев:

Укрывистость у краски отличная, реально проводишь кистью один раз, и вся краска с кисточки оказывается нанесенной ровным слоем на поверхность.

Теперь осталось только проверить ее долговечность.

Сборка

Когда все детали подогнаны, окрашены и засверлены, сборка не занимает много времени и осуществляется в следующем порядке (карусель с фотографиями).

  1. Прикручиваем задние ножки,
  2. Прикручиваем перекладины спинки,
  3. Прикручиваем первые 5-6 планок сидения, обязательно до монтажа подлокотников иначе они не дадут работать шуруповертом.
  4. Прикручиваем планки спинки, сперва две центральные, потом две крайние, потом две оставшиеся,
  5. Прикручиваем фигурную планку сидения у основания спинки, а затем и все остальные планки,
  6. Прикручиваем подлокотники.

Готово!






По своему удобству кресло «Адирондак» держит уверенное второе место после утробы матери. А это хит-парад комментариев, полученных в первый же вечер его эксплуатации:

«Ой, а можно я в нем останусь?»
«И мне такое сделай!»
«А можно сюда мангал перенести?»
«Все, мой отпуск начался здесь!»

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

девять + 10 =

Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA