Отделка коттеджей
Отделка коттеджей

Почти как СНТ. Дачные проекты русских архитекторов и подробности загородной жизни позапрошлого века

0

Конец XIX – начало ХХ века были расцветом дачного строительства в России. Это время вообще было очень плодотворным для русской архитектуры, и самые интересные зодчие охотно и с большим интересом брались за дачные проекты, в которых сочетали традиции народной деревянной архитектуры, новейшие достижения модерна и понятие дачного дома, которое полностью оформилось в I860-1870-х годах. До последнего времени еще были живы эти чудесные дома с художественно обыгранными функциональными элементами – террасами, изящными дверьми, балкончики, витражами, фронтонами, оконными заполнениями. Сейчас встретить такой дом будет большой удачей, но понять, какими были дачные поселки прошлого можно благодаря книге 1870 года «Сельская архитектура. Планы и фасады церквей, сельских и дачных домов, хозяйственных строений, сельско-фабричных зданий, ледников, беседок, купален, резьбы из дерева и проч., и проч.».

Все знают, как появилось слово «дача»: от слова «давать»  — так называли участки, которые Петр I жаловал выдающимся дворянам для строительства загородных дворцов. А уже в 1830 году, когда в Петербурге началась холера и горожане в панике побежали от нее за город, остряки стали в шутку называть дачами любой домишко, который удавалось снять. У слова «дача» тогда был такой же ироничный оттенок, как в 1990-х у слова «фазенда».  После эпидемии холеры потребность в дачной жизни у горожан не пропала, да и доктора в те годы постоянно советовали «поезжайте на дачу, пообщайтесь с природой». И если глава семейства не мог из-за работы уехать на лето на дачу сам, он старался хотя бы вывезти туда жену и детей, а сам приезжал на выходные. Поезда от столицы до пригородных станций называли дачными поездами, люди старались нанимать дачу поближе к станции. Известны случаи, когда состоятельные люди хотели вскладчину построить станцию поближе к своему поселку, но железная дорога была государственной, и твердо отказывала в таких просьбах. И расписания поездов в угоду дачникам никто не менял.

Очень долго дачей людей среднего достатка были обычные крестьянские дома. Крестьяне на лето переезжали в сараюшки, сдавали жилье горожанам и так зарабатывали деньги на весь год. Дачники начинали обустраиваться, высаживали цветы, пили кофе в саду,  – сельские жители удивлялись, но не мешали. В XIX веке цветоводство было частью обязательной программы дачной жизни. Дом можно было арендовать примерно за 25 рублей – столько за месяц зарабатывал средний чиновник.

Дачные поселки, чем-то напоминающие нынешние СНТ, стали появляться в России уже со второй половины позапрошлого века. Создавались акционерные общества, которые занимались разработкой проектов домов и строительством пригородных поселков; пригороды больших городов застраивались дачами. И государственные организации, владеющие землей, и частные крупные землевладельцы делили свои деньги на участки и сдавали их под дачное строительство. Помните, в Чеховском «Вишневом саде» единственный разумный во всей пьесе человек Ермолай Лопахин предлагал Раневской выход из финансового тупика? Поделить усадьбу на участки, сдавать в аренду: если брать по 25 рублей за десятину (это 1,09 га), то зарабатывать можно 25 тыс. в год. Любовь Андреевна отказалась от этого неаристократичного предложения, но многие люди тогда сдавали землю дачникам, и это было выгодно, особенно в таком месте, где располагалось имение Раневской: в престижном ближайшем Подмосковье, рядом с рекой Сетунь, в трех километрах от платформы Немчиновка.

Новые строительные технологии позволили архитекторам проектировать прекрасные дачные постройки, на основе которых разрабатывались типовые серии. Как и в наши дни, архитекторы делали для любителей загородной жизни индивидуальные проекты дач. Заказчиками таких проектов были люди со средствами. Которые на много лет арендовали или покупали большие участки земли. Но даже когда заказчики платили довольно скромные суммы, архитекторы создавали настоящие шедевры, и как отмечают историки архитектуры, аналогов в Европе им не было.

В это время в России был популярен модерн, который постепенно сменялся конструктивизмом. Большое внимание уделялось фасадам, которые становились все более декоративными, украшались растительными орнаментами; силуэты крыш были необычными и запоминающимися, в моду входил неорусский стиль, в котором отчетливо читались отголоски русского зодчества.

Но вся эта эстетка была не ради эстетики, красота была функциональной. И если раньше крупные архитекторы сначала создавали фасады, а потом уже задумывались над решениями внутренних пространств, то здесь появилось правило проектирования «изнутри наружу». Но, конечно, многое зависело и от вкусов заказчика, и от технических условий: рельефа участка, его конфигурации, соседних зданий и ландшафта.  И почти все дачи были деревянными, а этот материал требовал определенных решений. И вот еще одно отличие загородных домов от городских: городские дома стояли близко друг к другу, и архитекторы обычно прорабатывали только один фасад, а в дачных домах того времени прорабатывались все.

На заре российской дачной жизни больших требований к загородному строительству не было. А уже в описываемое время даже небольшие дома строили, учитывая новейшие гигиенические и строительно-технические требования. Постоянно проводились конкурсы на дачные постройки, русские архитекторы изучали зарубежный опыт, переосмысливали его в русле отечественных традиций.

Отказ от однофасадности стал большим шагом в русской архитектуре. Стало важно, как здание выглядит со всех сторон, для дачных домов стали характерны полуоткрытые помещения: веранды, балконы,  эркеры, лоджии. Специалист в области загородного строительства Э. Ю. Купффера в своей книге «Жилой дом» выделял три тип     а дач, характерных для того времени:

  • дома для высшего, состоятельного класса;
  • дома для среднего, менее состоятельного класса;
  • дома для низшего, менее состоятельного класса.

В первую очередь они отличались количеством помещений.

В составе помещений малых дач были одна-две жилые комнаты, кухни и «холодная» часть дома, она не отапливалась, там делали чуланы, кладовые и уборная.

Большие дачи состояли из доброго десятка жилых комнат, рядом с кухней планировались комнаты для прислуги, рядом со спальнями – ванные и теплые туалеты. В таких домах было два-три входа, обязательно присутствовали террасы, открытые или застекленные, балконы и навесы. В больших дачах обязательно проектировались разные подсобные помещения, часто в подвалах или пристройках.

Интересно, что типичным образцом русского дачного зодчества считается дом, который находился во французском городе Шоузе, но он принадлежал писателю Ивану Тургеневу, и воплощает в себе все черты русской загородной архитектуры (на фото ниже). Отделка резным деревом, солидность, удобство и целесообразность внутренней планировки, «солидность, свободная от кричащей роскоши». На первом этаже тургеневского дома были столовая и гостиная, на втором спальня и рабочий кабинет, в мансарде – гостевая комната. На первом и втором этажах были сделаны огромные балконы, дом украшала красивая лестница из красного дерева.

Если раньше для сельских дворянских усадеб были характерны анфилады комнат, то в постройках «нового стиля» к этому времени анфиладно-коридорная система сменилась центрической: выделялось помещение-ядро: гостиная, столовая или большой холл, вокруг которого группировались квадратные комнаты. Обычно пространство дома организовывалось рационально и просто: помещения первого этажа делились на личные, рабочие и подсобные, в каждую группу вел свой вход. Оконные проемы, балконы и террасы связывали интерьер и экстерьер.

В конце XIX века дача из модного места стала важной частью русского национального  образа жизни. Все наши большие писатели с любовь пишут о даче; дачная жизнь становится особым ритуалом, культурным феноменом.  А современные дачники остаются  продолжателями этой культурной традиции, но, к сожалению, прекрасные старинные дачи сейчас выглядят удручающе.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

двадцать − 3 =

Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA