Отделка коттеджей
Отделка коттеджей

Почему в России отменили техприсоединение к электросетям за 550 рублей и сколько оно стоит в других странах

0

Почему в России отменили техприсоединение к электросетям за 550 рублей и сколько оно стоит в других странахПотребители жульничали и подключали большие мощности «на всякий случай»Содержание:

  • 12 лет «социализма в отдельно взятой отрасли»
  • А что было не так?
  • Как население платит за технологическое присоединение к электросетям в разных странах

1 июля отменили льготную оплату техприсоединения к электросетям: теперь потребители с энергопринимающими устройствами мощностью до 150 кВт будут компенсировать сетевым компаниям затраты на присоединение к электричеству. Если до 1 июля большинство домовладельцев платили «за подключение к свету» 550 рублей, то теперь для льготников плата вырастет до 15 тысяч рублей, а остальные будут платить  от 45 000 до 75 000 рублей (но это в 2024 году). Не все помнят – плата за техприсоединение к электросетям в России однажды уже была одной из самых высоких в мире, а потом в нашей стране ввели льготы и приняли законы, по которым потребители не должны были оплачивать инфраструктурные объекты сетевиков.  Рассказываем, почему государством в этот раз было принято такое решение и как обстоят дела с этой услугой в других странах.

12 лет «социализма в отдельно взятой отрасли»

Плата за техприсоединение энергопринимающих устройств в России была одной из самых высоких в мире 

Стоимость техприсоединения в разных странах мира до 2009 года, по данным АНО «Институт проблем естественных монополий».

– с момента «чубайсовской» реформы электроэнергетической отрасли и до 2009 года. Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям составляла 1 568 долл./кВт, это было в 34 раза выше среднемирового уровня. Кроме того, наша страна отличалась долгим сроком фактического подключения к электрическим сетям – 1,5 месяца (по длительности подключения она занимала 43-48 места вместе с Германией, Грецией, Хорватией, и Экваториальной Гвинеей).

В 2009 году в нашей стране для потребителей энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт установлена плата в в 550 рублей. С 1 октября 2017 года для потребителей с энергопринимающими устройствами максимальной мощностью до 150 кВт в плату не включаются затраты сетевых компаний на сооружение электросетевой инфраструктуры, в том числе на строительство объектов «последней мили».

По мнению аналитиков, когда в основе платы за «подключение к свету» лежит инвестиционная составляющая, потребитель безвозмездно финансирует чужую собственность, инфраструктуру, которая принадлежит электросетевой компании. Взамен он не получает ничего, никаких прав на эти объекты, а компания будет использовать их объекты в своей коммерческой деятельности.

Многократное снижение стоимости присоединения было мерой социальной поддержки населения государством, а часть затрат сетевиков компенсировалась в тарифе: мы платили «за свет» с учетом расходов, которые компании несли на строительство и содержание объектов. Но все равно – с 2009 по 2019 год выпадающие доходы компаний составили 54,7 млрд. рублей, а затраты на присоединение льготников – 166 млрд. рублей.

В итоге в 2019 году Россия впервые поднялась на седьмое место в рейтинге Doing Business Всемирного банка по показателю «подключение к системе электроснабжения», получив 97,5 балла из 100 возможных. Это признание высочайшего уровня, на котором эта услуга оказывалась в нашей стране два года назад. Эксперты Всемирного банка высоко оценили и низкую цену, и срок подключения, и прозрачность оплаты, и высокую цифровизацию.

А что было не так?

К сожалению, прекрасная социально-тарифная политика, которая существовала в России в последние 12 лет, не была безупречной. Вот главные проблемы:

  • Потребители разделяли заявки на присоединения с большой необходимой максимальной мощностью на несколько заявок с максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт в каждой;
  • Потребители подавали заявки на присоединение к сети заведомо избыточных мощностей «на всякий случай».
  • Закон не обязывал потребителя оплачивать полученную электроэнергию в соответствии с величиной присоединенной мощности. Неиспользуемые сетевые мощности росли, а содержала эти мощности сетевая компания.

И что бы мы ни говорили про «баблосбор», справедливо будет признать: таких фактов много, и каждый домовладелец может с ходу вспомнить несколько известных ему лично.

Dj D'fynec Участник чата FORUMHOUSE в Телеграме

Возможно, тут есть и другой вариант: люди подключают себе 15-30 кВт, а утилизация примерно на уровне 20-30%. А ресурсов на это затрачивается изначально: ТП поставь мощную, провода с заделом мощности поставь, столбы на более мощные поменяй, а окупаемость этого дела сводиться на х10 от расчетного времени, плюс ремонты/замены/обслуживание. А так ресурсы будут рассчитаны из необходимого РЕАЛЬНОГО потребления, подключаться уже будут по необходимости и утилизировать на 80-90%. Рациональное зерно в этом есть, но и также баблосбор никто не отменял.

Как население платит за технологическое присоединение к электросетям в разных странах

Государства практикуют разные подходы к техприсоединению:

  • Этим занимается исключительно сетевая компания. Заявителю не нужно делать вообще ничего, и он ни за что не платит – так, например, поставлено дело в Японии.
  • Потребитель оплачивает все затраты на техприсоединение, а компания за несколько лет возмещает их, устанавливая соответствующий тариф на электричество.  в течение последующих лет в тарифе на передачу с учетом получаемого дохода. Такой подход успешно применялся в Казахстане. 
  •  В стране практикуется «принцип возврата капитальных затрат» Плата за технологическое подключение рассчитывается так: затраты компании минус доход, который она получит от этого конкретного подключенного потребителя. То есть, функции технологического подключения выполняет энергосбытовая компания.

Вот еще несколько примеров:

В Бразилии население и другие потребители с присоединяемой мощностью до 50 кВт за эту услугу не платят. Расходы потребителей с мощностью выше 50 кВт формируются так: потребитель принимает «частичное финансовое участие» в этом мероприятии, или он может полностью оплатить технологическое присоединение, чтобы ускорить процесс. В этом случае его затраты рассчитываются по принципу «наименьшей сметной стоимости»: из нескольких альтернативных вариантов, учитывающих все требования и детально обосновывающих стоимость работ и материалов выбирают самый бюджетный.

В Великобритании потребитель оплачивает все, что касается  работы: разработку проекта и ТУ, получение разрешений и земельных прав, покупку оборудования, рытье траншей, прокладку кабелей, отключение подстанций, восстановительные мероприятия, включая новые дороги. Если проводились какие-то исследования, замеры общественного мнения или воздействие новой линии на окружающую среду, платит за это тоже потребитель.

В Германии потребители компенсируют до 50% затрат сетевиков на  модернизацию сетей и подстанций и объектов «последней мили», а также расходы на земляные работы, связанные с рытьем траншей (канав),  монтажные работы и экспертизу измерительных приборов. Но в Германии государство ввело модель «эталонной сетевой компании»: на определенные виды работ устанавливается фиксированная ставка, которая рассчитывается путем сравнения средних расходов в отрасли. Если расходы электросетевой компании превышают среднеотраслевую величину, то при формировании и размера платы за техприсоединение объем превышения расходов не учитывается. Также потребитель не оплачивает разработку проекта и технической документации.

В Швеции потребители оплачивают расходы сетевой компании за доступ к электросети и обслуживанию линии и плата подрядчику, который выполняет работы на территории заказчика. В Швеции это конкурентный вид деятельности, и если у потребителя есть нужные навыки, он вправе отказаться от услуг электрика и подготовить все необходимое к присоединению самостоятельно.

Сетевые компании сами устанавливают стоимость техприсоединения, но Инспекторат энергетических рынков Швеции устанавливает предельные значения, которые превышать нельзя.

В Швеции у потребителя есть дополнительные расходы, которые не входят в стоимость платы за техприсоединение:

  • Подготовка траншеи;
  • Прокладка кабельных каналов;
  • Монтаж защиты кабеля;
  • Герметизация труб;
  • Установка электрического щита со счетчиком.

Эти дополнительные расходы в каждом случае разные, они зависят от свойств грунта, инфраструктуры и пр.

Со своей стороны сетевая компания определяет, как наилучшим образом распределить ЛЭП и сама, по своим формулам, устанавливает размер оплаты. Но если потребитель считает, что энергетики запросили слишком дорого, он может обратиться с жалобой в Инспекторат энергетических рынков.

В любом случае, плата за подключение зависит от расстояния от объекта до точки подключения. До 200 метров – базовая стоимость, одинаковая для всех потребителей, а дальше с каждым новым метром стоимость растет.

Постановление, которым Правительство в десятки раз повысило цену на техприсоединение, было опубликовано вечером 30 июня и вступило в силу 1 июля. Однако, как рассказывают наши пользователи, во многих поселках «об отмене льготки оповестили заранее – кто хотел, подключился без проблем».

На FORUMHOUSE можно почитать про новый закон и про то, что он будет значить лично для вас. Также технологическое присоединение к электросетям обсуждается здесь.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

18 + шесть =

Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA