Наедине с природой в микродоме со смыслом: проектируем «дом отшельника»
В рамках при поддержке компании проводился конкурс на разработку проекта микродома для генерального директора FORUMHOUSE Алексея Кутейникова. Основной его дом построен и обжит. Сейчас в планах строительство «дома отшельника», предназначенного для уединения, медитаций, погружения в природу. Этот дом и стал предметом конкурса.
Концепция проекта такова: каркасный быстровозводимый дом для отдыха и уединения площадью до 20 кв.м.; проработка экстерьера и интерьера. Дом должен быть органично интегрирован в лесной ландшафт.
Алексей Кутейников о Доме отшельника:
— Много букв про философию, образ жизни и удачное стечение обстоятельств. О том, что этот дом нужно построить, мне рассказало как бы само пространство вокруг. Когда мы только переехали жить в свой «амбар для двух гектар» и стали гулять по участку, я понял, что мне хочется, поставить маленький домик для себя. Место для того, чтобы можно было побыть с самим собой. Место силы, куда можно уйти, медитировать, размышлять, наслаждаться природой.
Практически сразу стало понятно, где мне хочется поставить этот дом. Дальний угол участка, у которого с двух сторон овраги. В одном течет ручей, в другом речка. Вокруг растут огромные ёлки и периодически прогуливаются лоси.
Я долго думал о том, какой дом там можно построить. Моя скудная фантазия все сводила к избушке или домику хоббита. И тут, что называется, сложились звезды. На встрече с компаний Ондулин стали обсуждать, что было бы здорово провести конкурс совместно с архитекторами на необычные дома с применением Ондулина в качестве материала для кровли. Так почему бы не провести конкурс на дом отшельника!
А дальше – большое спасибо кураторам проекта Ольге Старковой и Николаю Белоусову за ту работу с архитекторами, которую вы проделали. 74 участника! 40 с лишним проектов! Из самых дальних уголков не только нашей страны, но и мира. Огромное количество интересных работ с необычными формами, идеями, задумками.
Все проекты можно увидеть .
Финалисты
Среди всех участников жюри выбрало нескольких наиболее удачных решений. Предлагаем познакомиться с их проектами:
Анвар Гарипов
— Дом собран из грубых необрезных досок, и представляет собой почти кубический объем, поставленный на каменные валуны. Этот дом является не просто укрытием, а, скорее, призмой или волшебной коробкой, она преломляет, дополняет и акцентирует внимание на окружающих природных явлениях – лучах солнца, рисунке леса, сосульках, звездах, облаках. Небольшой объем дома вмещает череду пространственных переживаний. Входная часть – «притвор», темноватый и длинный, заставляет менять направление движения, уменьшает скорость шага и готовит ко входу в дом. Далее – зал медитаций, пустой и свободный, отсюда можно следить за ростом сосулек и смотреть на лес, который вплетается в ритм проемов.
За занавеской – альков.
Лежа в котором, можно увидеть звезды.

«Созоныч» Антон Пуренков и Евгений Карманов
— В основе идеи дома лежит ассоциация с пирамидой потребностей.
- 1 уровень – освобождение от лишнего, вход (хранение, инженерные сети.
- 2 уровень – подготовка к возвышению (сон, еда, тепло, укрытие).
- 3 уровень – мотивация к возвышению (творчество, созерцание, общение).
- Верхний уровень – возвышение (самопознание и медитация).

Путь отшельника к самопознанию: освободись от лишних вещей, поднимайся с тем, что тебе по-настоящему необходимо. Разожги огонь, закрой за собой двери. Ты не должен думать об опасностях, голоде или усталости. Все, что ты видел и слышал, только мешает чистому восприятию. Расскажи свои знания людям, собери их за столом или перед экранами. Выплесни свои впечатления на холст. Выжми из своей студии максимум. Поднимайся. Все ответы уже с тобой.
Проектные предложения
Первый (технический) уровень башни оборудован отсеками для хранения вещей в одной стене и баков водоснабжения и водоотведения, которые можно удобно заменить или пополнить, в другой. С помощью ручной помпы (как на яхте) вода поступает в буферный бачок на втором этаже, из которого под создавшимся давлением подается в унитаз или раковину.
На втором уровне софа раскладывается в полноценную двуспальную кровать. Рядом с камином расположен отсек для хранения дров и уличной обуви. На крышке камина есть конфорка для приготовления пищи.
Дымоход отапливает третий уровень, основная функция которого – личная студия. Однако при желании в ней может комфортно пройти вечеринка из 6 человек. Все помещения освещены естественным светом.
Верхний уровень предназначен для занятий йогой, медитации и наблюдения за звездами. Ограждение верхнего уровня имеет проем на уровне глаз в сидячем положении.
Настасья Иванова и Артур Хопкинс
— Шкаф – это такое место из детства, которое хранит в себе удивительно много тайн. Кроме вечного тайного ожидания, что может там есть еще одна дверь, которую никто кроме тебя не увидит, есть еще просто идеальное место чтобы спрятаться от всех и посмотреть на всю домашнюю суету со стороны, через маленькую щелку. Еще там родители часто прятали подарки, что было крайне опрометчиво с их стороны. Мы хотели создать ощущение игры, когда ты сбрасываешь свой весь серьёзный груз взрослости и становишься мальчишкой или девчонкой, которым просто любопытно, что там дальше. Как в детстве, когда лезешь на дерево, и сидишь там и смотришь на все свысока, а тебя еще никто и не видит.Так и получилось не самое очевидное место, чтобы побыть одному, со входом через шкаф, где ты оставляешь все ненужное и взрослое и лезешь в потолочный люк. А там уже твой почти секретный мир, где можно делать, что захочется.

Сам дом над шкафом, он с антресолью, где можно спать, смотреть на звезды и кормить птиц через специальное круглое окно, которое открывается как на старинном корабле. Внизу можно заниматься гимнастикой напротив окна, двигать стол на колесиках, чтобы сидеть в центре комнаты, пить чай и никого не пускать. Еще можно сесть на стул и смотреть в окно, читать книгу или писать ее. И быть собой. Да, и помните про восьмое правило свода правил игры в прятки: прятаться надо всегда наверху, потому что наверх никто не смотрит.
Денис Гаврилин
— Небольшой и, на первый взгляд, простой двускатный дом. Внутри него прячется квадратная комната со своей собственной четырехскатной крышей. Архитектура здания строится на диалоге двух этих оболочек: внешней и внутренней. Та, что снаружи – зеленая и вертикальная. Цвет и ритм досок, переходящий в ритм черепицы, маскирует дом в лесу, а форма здания спокойна и скромна. У этой оболочки есть ось – она направлена от основного дома в лес. Оболочка ядра, напротив, собрана из фанеры иокрашена в красный цвет. Она возвышенно остроконечна и, будучи квадратной, сконцентрирована на себе. По своему устройству она напоминает вывернутый наизнанку шкаф, в полу скрываются ящики, а часть стен оказываются оконными ставнями. Здесь отшельник может закрыть все ящики и ставни и сконцентрироваться на себе. Или, наоборот, использовать ящики как мебель, открыть окна, любоваться природой и заниматься делами.

Сокровенность внутреннего пространства, его кажущаяся независимость от пространства внешнего, делают отшельничество таинством. Одновременно с этим, дом отшельника – это просто дом.
Александр Кошка и Анна Бычкова
— В основе концепции дома отшельника лежит стремление создать нетривиальную модель взаимодействия человека и архитектурного объекта. Вращающийся дом дает хозяину право самому выбирать лучший вид из окна, поворачивать дом в тень жарким днем или фокусироваться вечером на сползающем за горизонт солнце (или же, к примеру, следить за бурундуком, оставаясь незамеченным). Габариты дома намеренно малы, чтобы внутри было удобно лишь одному отшельнику. У входа в дом часть каркаса оголена и является удобным элементом для вращения всего объема. Внутри, сразу при входе в дом, расположены маленькая печь и шкаф с двумя отсеками. Большой отсек предназначен для хранения спального матраса, раскладного стола и стула, меньший – для книг и другихпредметов. Остальное пространство домика предназначено для медитаций и отдыха перед панорамным окном.
Егор Егорычев и Ирина Новикова
— Объект поднят над землей для того, чтобы минимально воздействовать на окружающую среду и подарить отшельнику ощущение невесомости – для усиления эффекта огромный витраж ориентирован на крутой овраг. Рейки ограждения винтовой лестницы, мимикрируя под тонкие ветви и стволы деревьев, постепенно вытягиваются, вырастают – скрывают террасу и переходят на фасад. Так, шаг за шагом, отрываясь от земли, отшельник погружается в атмосферу уединенности, отстраненности и защищенности, еще не преодолев порог дома. Внутри четыре функциональные зоны: прихожая с местами хранения, кабинет с библиотекой, основное пространство для занятия йогой и антресоль для сна.
Необычное впечатление создает криволинейная поверхность кровли – все стропила прямые, но с разным углом наклона. Это решение позволило не только создать яркий интерьер, но и продемонстрировать возможности кровельного материала – его податливость к скручиванию с изгибом.

Подобно кораблю дом плывет над землей, крыша изогнута как парус, а опора лестницы стала флагштоком. Поднятый флаг – способ объявить миру о том, что отшельник нашел пристанище. Здание каркасное, на винтовых сваях. Утепление минеральной ватой. Кровельное покрытие – черепица Ондулин Смарт «Сланец». Отопление осуществляется дровяной печью, вентиляция – открыванием небольших окон, освещение свечное. Коммуникации не предусмотрены. Сваи покрашены в черный цвет. При необходимости устраиваются связи из металлического троса. Фасады отделаны необработанной сосновой доской 200х25 мм и бруском 50х50 мм. Естественное старение дерева – лучший способ маскировки объекта в лесу.
«NTML architects» Мария Ляшко и Никита Тимонин
В проекте «Дом отшельника» было важно максимально подчеркнуть уединенность и связь с окружающей природой. Двусветный объем жилой части с односкатной кровлей максимально компактный и функциональный. Он сконструирован так, чтобы преобразовывать скромную жилую площадь от обычной комнаты, до платформы панорамного просмотра, которая, словно бинокль, позволяет обозревать виды со всех сторон. На первом этаже расположены основная комната с небольшим рабочим местом, санузел и прихожая, на антресоли – спальня. Значительная площадь остекления позволяет впускать в дом достаточно света, параллельно позволяя жильцу наслаждаться окрестными видами, любоваться окружающим лесом. Кроме того, раздвижные двери позволяют в летнее время соединить пространство комнаты с летней террасой. В качестве фундамента использованы винтовые сваи, дом поднят от земли на 1,5 м. Это решение позволяет сохранить больше зелени, сделать здание более экологичным. Так же это важный элемент для создания ощущения безопасности, уединенности жильца «Отшельника».
В отделке фасадов используется планкен из лиственницы с использованием защитно-декоративной пропитка для дерева. В качестве кровельного материала выбрана черепица черного цвета. В интерьере использование деревянных листовых материалов подчеркивает простоту формы внутреннего пространства. Простое и удобное место жительства, расположенное на склоне с замечательными видами на успокаивающее море листвы, где наверняка захочется расслабиться в приятном сооружении из прочной древесины. Проект демонстрирует веру в то, что интересные архитектурные решения могут быть доступны для любого бюджета без жертв в качестве или эстетике.
Победитель
Алексей Кутейников о победителе:
— Было очень сложно выбрать. Но интересно, что и мой личный выбор и выбор членов уважаемого жюри пал на работу Анвара Гарипова. На первый взгляд, этот дом может показаться очень простым, но он именно такой, каким должен быть мой «Дом отшельника»:
- аскетичный;
- с минимальным вмешательством в окружающую среду;
- дом, который вписывается в окружающее пространство, а не концентрирует его вокруг себя;
- необычный по форме и продуманный по содержанию;
- дом, который не хочется никому отдавать.
Я не знаю как Анвар так тонко выразил то, что я сам даже не мог для себя сформулировать. Этим летом приступаем к стройке!

Увидеть процесс строительства и готовый объект можно будет